Тили-тили тесто

Каждое занятие по тестопластике содержит не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Цель программы: развивать мелкую моторику детей посредством лепки из соленого теста, развивается эстетическое отношение ребенка к окружающему миру, его посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты.

Задачи:

  • познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства  - тестопластикой и научить воплощать свои замыслы в технике лепки из соленого теста;
  • обучить различным приемам лепки из соленого теста;
  • повысить сенсорную чувствительность, т. е. способность к тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики;
  • учить использовать разнообразные средства для достижения выразительности поделки (трубочки, печатки, стеки и т. д.);
  • повысить общую ручную умелость, синхронную работу обеих рук;
  • развивать любознательность, фантазию;
  • воспитывать в ребенке творческую личность.

Программа занятий

Программа разработана для детей дошкольного возраста.

Занятия проводятся вне образовательной деятельности.

Форма обучения очная.

Срок реализации рабочей программы – 2 года.

Программа рассчитана на два занятия в неделю в подгрупповой форме обучения, продолжительность занятия – 25 минут (для детей 6- го года жизни) - 30 минут (для детей 7-го года жизни).

Перспективный план образовательной деятельности с  обучающимися 6-го года жизни

Время проведения

Тема занятия

Программные задачи

Материал

Приемы обучения

октябрь

1.«Знакомство с материалом» - приёмы лепки.

Познакомить детей с понятием «Тестопластика»; со всем необходимым при работе с тестом + техника безопасности, экспериментирование с тестом. Познакомить детей со способом изготовления цветного теста.

мука

соль

обойный клей

гуашь

набор стеков

Показ приемов, экспериментирование.

октябрь

2. «Солнышко»

Учить лепить из соленого теста, передавая характерную форму круга.

соленое тесто

стека

фон

Рассматривание солнца, вылепливание и нанесение стекой декоративных элементов.

октябрь

3. «Подсолнух»

Учить лепить из соленого теста предметы из 2 – 3 частей, учить дополнять изображение деталями.

соленое тесто

стека

фон

Рассматривание, обследование формы, показ приемов лепки.

октябрь

4. «Божья коровка на листочке»

Учить изготавливать панно, устанавливать «божью коровку» на листочке.

соленое тесто

стека

фон

Рассматривание иллюстрации с изображением божьей коровки. Показ последовательности лепки и соединения частей панно.

октябрь

5. « Волшебный цветочек»

Учить лепить поделку с использованием круга большого и малого диаметра.

соленое тесто

стека

фон

Рассматривание иллюстрации цветов, показ последовательности лепки и соединения частей.

октябрь

6. «Подсолнух»

Формировать умение раскатывать шар и сплющивать его, вырезать с помощью шаблона и стеки. Развивать мелкую моторику рук.

соленое тесто

стека

цветной картон

Рассматривание иллюстрации цветов, показ последовательности лепки и соединения частей.

октябрь

7. «Корзинка с грибами»

Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус

соленое тесто

стека

Рассматривание иллюстрации грибов, показ последовательности лепки и соединения частей.

октябрь

8. «Птица»

Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования  разных материалов для украшения образа.  Развивать творческое воображение

соленое тесто

стека

гуашь

Рассматривание иллюстрации птиц, показ последовательности лепки и соединения частей.

ноябрь

9. « Мышка»

Учить лепить поделку на основе овала, лепить мелкие детали.

соленое тесто

стека

гуашь

Рассматривание игрушечной мышки, показ последовательности лепки и соединения деталей.

ноябрь

10. «Снежинка»

Учить лепить из теста сложные предметы конструктивным способом.

соленое тесто стека

печатка

Рассматривание и обследование формы, показ приемов лепки.

ноябрь

11. «Украшения на елку»

Учить задумывать содержание своей работы на основе шара доводить задуманное до конца.

соленое тесто

стека

гуашь

печатка

Рассказ о том, какими могут быть украшения на новогодней елке, индивидуальный показ способов лепки.

ноябрь

12. «Елочка»

Учить использовать разнообразные средства для достижения выразительности.

соленое тесто

стека печатка

колпачки

формочки

Рассматривание иллюстраций с изображением елочки. Показ последовательности лепки.

ноябрь

13. «Калачи из печи»

 Заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт; Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо, скатывание). Поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём налепа, процарапывания.

Воспитывать аккуратность в работе. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки.

соленое тесто

стека печатка

колпачки

формочки

Рассматривание и обследование формы, показ приемов лепки.

ноябрь

14.  «Самовар»

Учить лепить красивый самовар. Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус

соленое тесто

стеки

цветная бумага

гуашь

кисточки

Рассматривание иллюстраций, обследование формы, показ последовательности лепки.

ноябрь

15. «Ваза»

Продолжать учить детей лепить вазу новым способом (кольцами) по форме, раскатывать тесто прямыми движениями рук, лепить валик (колбаска). Совершенствовать навыки в составлении композиции на форме

соленое тесто

стеки

цветная бумага

гуашь

кисточки

Рассматривание иллюстраций, обследование формы, показ последовательности лепки.

ноябрь

16. «Тарелочка»

Учить составлять на плоскости орнамент, используя приёмы раскатывания, сплющивания; развивать у детей творческие и композиционные способности.

соленое тесто

стека

гуашь

печатка

Рассматривание иллюстраций, обследование формы, показ последовательности лепки.

декабрь

17,18,19. Композиция «Зимняя сказка»

Учить лепить предметы сложной формы, использовать различные формы изобразительной деятельности (аппликацию, рисование).

соленое тесто

стеки

цветная бумага

гуашь

кисточки

Рассказ о красоте зимней природы, показ иллюстраций (зимний пейзаж).

декабрь

20. « Заяц»

Учить лепить, используя прием оттягивания.

соленое тесто

стека

Рассматривание иллюстраций, показ приема лепки.

декабрь

21. «Пингвины на льдине»

Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие.

соленое тесто

стека

гуашь

печатка

Рассматривание иллюстраций, показ приема лепки.

декабрь

22. «Девочка в шубке»

Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу шубка, руки) передавать их с соблюдением пропорций. Учить заострять 1 конец столбика путем скатывания с нажатием одной стороной ладошки (морковка). Закреплять приемы аккуратной лепки.

соленое тесто

стеки

цветная бумага

гуашь

кисточки

Рассматривание иллюстраций, показ приема лепки.

декабрь

23. «Мышка с сыром»

Учить детей передавать в лепке сходство и характерные особенности мышки. Развивать творческие способности; воспитывать у детей интерес к искусству, как средству выражения чувств, мыслей

соленое тесто

стека

гуашь

печатка

Рассматривание игрушечной мышки, показ последовательности лепки и соединения деталей.

декабрь

24. ««Рождественские  игрушки»

(по выбору: колокольчик, звёздочка или елочка)

Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.

соленое тесто

стеки

цветная бумага

гуашь

кисточки

Рассматривание новогодних игрушек, показ последовательности лепки и соединения деталей.

январь

25. «Змея на ветке»

Развивать навыки лепки на основе цилиндра, дополнять изображение деталями.

соленое тесто

стека

печатки

Рассматривание иллюстраций, показ способов лепки дополнительных деталей.

январь

26. «Ежик»

Развивать навыки лепки на основе овала, умение доводить задуманное до конца.

соленое тесто

стеки

чесноковыжималка

Рассматривание иллюстраций, обследование формы, показ последовательности лепки.

январь

27. «Красивый подсвечник»

Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т.д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности.

Воспитывать художественный вкус

соленое тесто

стеки

печатки

Рассматривание иллюстраций, показ последовательности лепки и соединения деталей.

январь

28. «Зимние забавы. Снеговик"

Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек)

соленое тесто

стеки

печатки

Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.

январь

29. Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа)

Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой.

Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев).

Развивать творческую активность

соленое тесто

стеки

печатки

Рассматривание иллюстраций, показ последовательности лепки и соединения деталей.

январь

30. «Забавные цыплята»

Продолжаем лепить 2 шара, сплющиваем их в диски и с помощью шаблона и стеки вырезаем цыплят, делаем дырочку и вешаем на веревочку.

соленое тесто

стеки

печатки

Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.

февраль

31. «Дракончик»

Развивать навыки лепки с использованием приемов прижимания и вдавливания.

соленое тесто

стеки

Рассматривание иллюстраций, показ последовательности лепки и соединения деталей.

февраль

32. «Снеговик»

Развивать навыки лепки на основе шариков разной величины, умение дополнять поделку мелкими деталями.

соленое тесто

стеки

печатки

Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.

февраль

33,34. «Овца»

Развивать навыки лепки предметов из 2 и более частей, умения декорировать поделку.

соленое тесто

стеки

печатки

ситечко

Рассматривание иллюстраций, показ способов лепки и декорирования.

февраль

35. «Собака»

Развивать навыки лепки животных. Учить передавать контрастное сочетание цветов.

соленое тесто

стеки

гуашь

Рассматривание иллюстраций, показ способов лепки.

февраль

36. «Веселое сердечко»

Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус

соленое тесто

стеки

печатки

ситечко

скалка

Рассказ о празднике, показ приемов лепки: налепы, процарапывание.

февраль

37. «Подарок папе»

 (рамка для фотографии)

Продолжить освоение техники рельефной лепки.

Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование.

Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

соленое тесто

стеки

печатки

ситечко

Показ приемов рельефной лепки.

февраль

38.«Подарок папе»

 (украшение для рамки)

соленое тесто

стеки

печатки

март

39. «Шкатулка для мамы»

(изготовление шкатулки)

Учить раскатывать пласт теста в длину скалкой; с помощью стека и линейки вырезать из раскатанного теста прямоугольник, шириной – 3 см., длинной – 20 – 25 см. Совершенствовать навыки в составлении композиции, на форме используя знакомые приёмы лепки.

соленое тесто

стеки

печатки

ситечки

Рассматривание различных сувениров, рисование эскизов, индивидуальный показ способов лепки.

март

40. «Шкатулка для мамы»

( украшение шкатулки)

Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

соленое тесто

стеки

печатки

ситечки

март

41. « Подарок маме»

Учить задумывать подарок для мамы, лепить украшения, сувениры и расписывать их.

соленое тесто

стеки

гуашь

печатки

формочки

Рассматривание различных сувениров, рисование эскизов, индивидуальный показ способов лепки.

март

42. «Древо жизни»

Учить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов, используя приём раскатывания, сплющивания; развивать у детей композиционные способности.

соленое тесто

стеки

Наблюдение за деревьями, рисование, показ приемов лепки.

март

43. «Гусеница»

Развивать навыки лепки на основе шариков разной величины, умение лепить мелкие детали.

соленое тесто

стеки

печатки

ситечко

Рисование эскиза, показ способов лепки.

март

44. «Улитка»

Развивать умение преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму.

соленое тесто

стеки

Рассматривание изображений, рисование улиток, показ разных способов лепки.

март

45,46. «Весна. Цветущее дерево»

Учить лепить веточку, а на ней цветочки (раскатываем шарик и делаем тоненькую колбаску, это у нас ствол ветви, а затем по шаблону делаем листики)

соленое тесто

стеки

апрель

47. «Рыбы»

Учить создавать уплощенные фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами.

соленое тесто

стеки

колпачки

Рассматривание живых рыб, рисование с натуры, показ приемов лепки.

апрель

48. «Бабочки»

Развивать умение применять разные приемы лепки для создания красивых бабочек.

соленое тесто

зубочистки

колпачки

Рассматривание бабочек,  индивидуальный показ способов лепки.

апрель

49. «Чудище»

Учить ориентироваться на поиск гармоничных сочетаний разных форм, развивать комбинаторные способности.

соленое тесто

стеки

колпачки

зубочистки

Рассматривание коллекции динозавров, показ способов лепки.

апрель

50. «Украшения»

( бусы)

Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).

Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.),  нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус.

соленое тесто

стеки

колпачки

зубочистки

печатки

Рассматривание коллекции украшений, показ способов лепки.

апрель

51. «Украшения»

( браслеты)

Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.),  нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус.

соленое тесто

стеки

колпачки

зубочистки

печатки

Рассматривание коллекции украшений, показ способов лепки.

апрель

52.«Медальон в подарок для выпускников»

Продолжаем лепить из теста шар, шар сплющиваем и из разных шаблонов при помощи стеки вырезаем медальки, и украшаем с помощью ленточки 

соленое тесто

стеки

колпачки

зубочистки

печатки

Рассматривание коллекции украшений, показ способов лепки.

апрель

53,54. «Рыбы»

Продолжать освоение рельефной лепки; учить вырезать по шаблону; лепить конструктивным способом рыбок (плавники, хвост, туловище – конус); учить украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками. Развивать комбинаторские способности и совершенствовать умение оформлять поделки.

соленое тесто

стеки

колпачки

зубочистки

печатки

Рассматривание иллюстраций, показ способов лепки дополнительных деталей.

май

55, 56. Композиция «Цветочная поляна»

57,58. Композиция «Деревья»

Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры, украшать налепами и прорезными рисунками.

Побуждать к поиску средств выразительности для передачи пластики деревьев, самостоятельно находить способы лепки деревьев, развивать умение договариваться.

соленое тесто

стеки

ситечко

печатки

соленое тесто

стеки

печатки

трубочки

фон

зубочистки

Рассматривание живых цветов, рисование эскизов, показ способов лепки.

Индивидуальный показ способов лепки декоративных элементов.

май

59. «Насекомые»

Учить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов, используя приём раскатывания, сплющивания; выдавливание травки из чесночницы. Закрепить навыки лепки; развивать эстетический и художественный вкус; развивать композиционные и творческие способности у детей.

соленое тесто

стеки

печатки

трубочки

фон

зубочистки

Рассматривание насекомых, рисование эскизов, показ способов лепки.

май

60. «Динозаврики»

Продолжить учить лепить комби нированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности.

соленое тесто

стеки

печатки

трубочки

фон

зубочистки

Рассматривание динозавров, рисование эскизов, показ способов лепки.

май

61. «Лето в ладошке»

Продолжать развивать у детей чувство композиции; закрепить технику рельефной лепки; развивать творческие способности у детей. Продолжать учить составлять композицию, прикреплять изделия из теста к основе.

соленое тесто

стеки

печатки

трубочки

Индивидуальный показ приемов лепки.

май

62. «Решетка с цветами. Цветы»

Продолжать учить лепить цветы из соленого теста и украшать разными кружочками с помощью теста, использовать стеку, для четких лепестков цветка.

соленое тесто

стеки

печатки

трубочки

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie